Меню
16+

Нижнесергинское городское поселение

13.06.2023 15:25 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Нижним Сергам – 280 лет Век девятнадцатый, железный

В конце 18-го века Сергинские заводы приобрел Михаил Павлович Губин. Губин – предприимчивый купец-миллионщик. Сергинские заводы тогда имели три домны, 36 кричных горнов, 18 молотов, производили до 66 тысяч пудов железа и давали доход в 17 тысяч рублей ежегодно. Население заводов составляло 2048 душ крепостных и 1518 приписных крестьян. Пожалуй, конец 18-го – начало 19-го веков – пик в развитии Сергинских заводов.

А вот статистика, красноречиво говорящая о том, как развивался и рос Нижнесергинский завод и его население.

1801 год – при заводе насчитывалось 422 двора.

1850 год – 1261 двор, где проживало 6840 человек.

1870 год – в поселке проживало 7177 человек.

1890 год – в Нижнесергинском заводе проживало целых 14 тысяч человек(!). В результате наш завод занимал третье место по численности населения на Среднем Урале.

В 1857 году на Нижнесергинском заводе было 20 кричных молотов, производилось 321346 пудов чугуна, 146220 пудов железа; на Верхнесергинском заводе работала одна домна, две пудлинговые печи, 14 молотов.

В 1860 году Нижнесергинский завод имел 1 доменную печь, 25 кричных горнов, 1 калильную печь и 28 водяных колес: всего 624 силы.

Рос завод, а вместе с ним поселок. Металлурги занимались личным подворьем: семьи надо было кормить. К концу 19-го века, например, в Нижних Сергах имелось всего 127 безлошадных хозяйств. С одной лошадью насчитывалось 417 подворий, с двумя – 280, с тремя и более – 281 хозяйство. Поскольку лошади были главным, вернее, единственным средством передвижения и тягловой силой, можно попытаться сравнить наличие лошадей у заводчан в 19-м веке и автомобилей в современных семьях. Не знаем, правда, насколько корректно это сравнение.

По количеству коров хозяйства подразделялись так: без коровы – 95 хозяйств, с одной коровой – 291, с двумя – 460, с тремя и более – 259 хозяйств.

Вклад Сергинских заводов в победу над Наполеоном

Вернемся к началу 19-го века. 1812 год – знаменательная и трагическая дата. В июне войска Наполеона перешли реку Неман и стали продвигаться вглубь Российской империи. Вклад Урала в победу над Наполеоном был не столько в уральских полках, сколько в пушках. Главная роль Урала в победе над врагом состояла в обеспечении русской армии вооружением и боеприпасами.

К 1812 году в Пермской губернии насчитывалось 104 металлургических завода. Здесь был главный военный арсенал империи, снабжавший ее армию и флот новейшими пушками всех калибров, ядрами и бомбами, ружьями и металлом для их производства, холодным оружием и военной амуницией. Нижнесергинский и Верхнесергинский заводы полностью работали на войну. По данным за 1812 год только Верхнесергинским заводом коммерции советника Губина было поставлено для русской армии ядер, бомб, гранат и картечи 7534 пуда 5 фунтов. В целом, Сергинские заводы военный заказ выполняли добросовестно и в срок. Без боеприпасов русская армия не оставалась.

Кончина в 1848 году Константина Михайловича Губина означала завершение еще одного этапа в истории развития Сергинско-Уфалейских заводов. Вдова Губина упросила своего родственника Семена Ивановича Кони помочь спасти заводы, которые находились в плачевном состоянии. Казенное управление. Огромные долги. Устаревшее производство.

Энергично взялся С.И.Кони за модернизацию производства. В несколько лет он расплатился с долгами. Вместо обветшавших построил новые каменные заводские здания. Поднял уровень плотин, увеличив силу падающей воды. Ввел новые технологические процессы. Именно его энергии обязаны заводы внедрением контуазского способа передела чугуна. С 1847 года он впервые был опробован на Нижнесергинском заводе.

А вот еще интересные подробности деятельности горно-металлургических заводов в 19-м веке. Уральские заводы целый год работали на склад, заполняя его сотнями тысяч пудов металла. Лишь один раз в год – по весне – природа позволяла спустить все произведенное с Уральских гор, используя полноводье рек Чусовой и Уфы. К вскрытию рек формировались железные караваны из сотен судов. Барки и коломенки плотно шли друг за другом на расстоянии 100-150 сажен. Затем караваны плыли по Каме и расходились вверх и вниз по Волге, от Астрахани до Нижнего Новгорода, где на ежегодной Макарьевской ярмарке и продавалась основная часть металла. Другая часть тянулась бурлаками до Санкт-Петербурга и благополучно уходила за границу. Только к осени деньги за минувший год поступали на заводы. Такой замедленный ритм товарооборота приводил к финансовому и социальному застою. Для повышения ритмичности уральских заводов в Екатеринбурге была учреждена Контора Государственного Банка, в задачи которой входило постоянное кредитование уральской промышленности под залог производимых металлов.

Финансовая катастрофа 1864 года

В августе 1864 года произошла катастрофа. По неизвестной причине деньги с Макарьевской ярмарки так и не поступили. 100 тысяч рублей заводы задолжали собственным рабочим и служащим, за полгода отвыкшим от вида денег. Ждала погашения кредита Контора Государственного Банка, необходимо было выплатить налоги государству. Заводоуправление пошло на неслыханную меру, выдавая зарплату рабочим натурой – чушками металла. В Сергинско-Уфалейские заводы бросились толпы перекупщиков, по бросовым ценам скупавшие железо. У администрации не было возможности обеспечить население ни продовольствием, ни заработком, что могло привести к массовым беспорядкам.

Пока велись поиски пропавшего металла, в Сергинских заводах начался голод. Население завода, имея небольшие подсобные хозяйства, выращивало овощи, но зерновые культуры не выращивались. Хлеба не было. Ситуацию пытались разрешить на всех уровнях, вплоть до Его Императорского Величества. В период 1867 – 1881 годов на заводах сменилось множество опекунов и управляющих.

30 января 1881 года заводы наследников Губина были куплены за 4150000 рублей Товариществом Сергинско-Уфалейских заводов.

Пайщиками компании были люди благородные: Великий Князь Николай Николаевич, граф П.П.Шувалов, В.А.Половцев. Новым владельцем металлургической империи стал крупный предприниматель барон Г.О.Гинзбург. Полученные от продажи деньги пошли на погашение долгов перед казной, Государственным Банком и многочисленными кредиторами.

Одним из итогов реформ 60-70 годов 19-го века стало оживленное железнодорожное строительство, позволившее соединить Урал с центром страны. Это кардинальным образом изменило ситуацию. Уральские предприятия получили возможность работать более ритмично, что повысило их конкурентоспособность на российском рынке. Финансовые круги империи с удивлением обнаружили новую, а на самом деле хорошо забытую старую сферу прибыльных капиталовложений.

Немалую лепту в процесс обновления региона внесла Сибирско-Уральская Научно-промышленная выставка 1887 года в Екатеринбурге.

Товарищество Сергинско-Уфалейских заводов заявилось на участие в выставке. Представляясь, Товарищество пояснило, что объединяет семь заводов, на которых 7700 рабочих вырабатывают до 68 тысяч пудов сортового и до 333 тысяч пудов листового железа, сжигая при этом ежегодно по 25 тысяч куб. саженей дров и более 110 тысяч коробов древесного угля. В это время на заводах уже осваивались самые прогрессивные способы выделки железа – такие, как мартеновский. Еще в 1883 году на Верхнесергинском заводе была построена печь Сименса Мартена. Металл получался отличного качества. Состояние и перспективы Сергинских заводов на выставке выглядели совсем неплохими. За хорошую постановку доменного производства и отделку мелкосортного и листового железа Сергинско-Уфалейские заводы получили Большую серебряную медаль Горного департамента государственных имуществ. И этот результат вполне закономерен. Впоследствии при Главном управлении Сергинско-Уфалейскими заводами был создан постоянно действующий заводской музей. Одна из его задач сводилась к представительству Товарищества, рекламе продукции.

Место для музея определили в здании Главного управления в Нижних Сергах.

Через десять лет в музее была представлена продукция всех без исключения заводов Товарищества. Доменный цех демонстрировал образцы шлаков и чугунов. Мартеновский – пробы металлов и шлаков. Прокатный цех – котельное, сутуночное и спицевое железо. Кирпичный цех – кирпичи и огнеупоры. В горном отделе музея были выставлены руды и породы всех рудников Сергинско-Уфалейского округа. Стены музея украшали карты заводов, рудников и фотографии представителей Главного управления.

К концу 19-го века оформились ныне существующие районы нашего города: Ахманаевка, Мастеровая, Загорная, Центр, Дунай, Еланная. На Базарной площади перед Святотроицкой церковью по воскресным и праздничным дням шла бойкая торговля. С окрестных и дальних мест съезжались подводы со всякой снедью и скарбом. В конце 19-го века на главной улице Долгой (ныне Ленина) появились первые каменные постройки – дома местной знати, в которых на первом этаже находилось торговое заведение – лавка, а на втором жила семья. Здесь можно было снять комнату приезжему человеку.

В 1885 году произошло знаковое событие – была проведена телефонизация Нижнесергинского завода.

В 1888 году на Нижнесергинском заводе была пущена отдельная мартеновская фабрика с двумя 10-тонными печами. В конце 19-го века начал работать прокатный цех, выпускавший листовое железо, кровельный и котельный лист.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

23